Фотоальбом

Музей Дали в Фигерасе

GT-P7100
4
Каталония, Фигерас — Испания Декабрь 2012

История создания

Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года. Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где 1918 году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем. Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел руины, конструкция постройки его поразила, он предложил это место для музыкальных спектаклей. Его предложение не встретило отклика, к тому времени от здания, построенного в 1849 году архитектором Жозепом Рока-и-Бросом, оставались одни развалины, шаткий обгорелый скелет. Гражданская война 1936 года положила конец его былой славе, в феврале 1939 он был подожжен солдатами национальной гвардии. Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, меру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намеренье построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. Причиной подобной задержки была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель: Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. «Музей никого не разочарует,- настаивал художник.- У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы.» В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра. Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба. Ритмическим повторением хлебов дом должен был вызывать эффект, аналогичный особняку с раковинными Касса де Лас Кончас в Саламанке или итальянскому Палаццо Деи Диаманти. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50ых годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. «Хлеб стал одним из давних предметов фитишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.» Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие. 12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города. Позднее башня Галетея стала последней резиденцией художника. Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь ос всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения – слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. После смерти художника фонд «Галл-Сальвадор Дали» приобрел здание, примыкающее к башне Галатея. Постройка была переоборудована в музейный зал, в котором с 2001 года хранится великолепная ювелирная коллекция, придуманная Дали для Оуэна Читхема. Произведения из жемчуга, рубинов, сапфиров, золота и бриллиантов достойно венчает донкихотскую затею, мысль о которой в один летний вечер посетила Дали, пока он созерцал, как отражение колокольни Св.Петра постепенно исчезало в высыхающей луже. «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Обьяснения к фотографиям творений Дали из книги 

А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе

Башня Галатеи, пристроенная к музею и посвященная Гала
Площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу
Античная скульптура «Ганимеда», «далинизированного» головным убором, расшитым золотом и жемчугом
Нас, посетителей-зрителей, поразит монументальность "Дождливого такси" — скульптурной группы с кадиллаком, созданной по случаю Всемирной выставки сюрреализма. Выставка была организована Андре Бретоном и Полем Элюаром в парижской Галерее Изящных Искусств в январе-феврале 1938 года с участием Марселя Дюшана, "генератора идей и арбитра", и Сальвадора Дали с Максом Эрнстом в качестве специальных экспертов. Автомобиль — часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нем сочетаются ископаемая, древнейшая материя и нечто из новейшей истории человека — машина, обеспечивающая передвижение. Эта особенно популярная в Соединенных Штатах модель была подарена художником супруге. Дали утверждал, что было сделано только шесть таких такси и приписывал владение одним из них, возможно в шутку, Аль Капоне, объясняя разбитые стекла в выставленном в музее экспонате якобы результатом акта вандализма. По словам художника: "Одна из машин принадлежала Рузвельту, другая — Кларку Гейблу и т.д. А это — четвертая копия знаменитого "Дождливого такси" из уцелевших на сегодняшний день. Первая была выставлена на Выставке сюрреализма в Париже и стала сенсацией. Вторая — на Всемирной выставке-ярмарке в Нью-Йорке, а третья — на обзорном сюрреалистическом показе в Музее современного искусства Нью-Йорка". Здесь Дали имеет в виду павильон "Сои Венеры", представленный им на Всемирной выставке-ярмарке в Нью-Йорке в 1939 году, его можно считать первой, тогда еще робкой попыткой создания такого художественного объекта, которым в будущем станет Театр-Музей. На капоте, будто пробка радиатора, стоит скульптура царицы Эсфири, "Великая Эсфирь", 1968-1973 гг., подарок австрийского скульптора Эрнста Фукса. Дали считал ее прообразом "Нана" Ники де Сен-Фаль. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шоферу.
Лодка, принадлежавшая Гала и вместе с зонтом увенчивающая все сооружение, удерживается в равновесии благодаря костылям, вездесущим элементам далинийской иконографии. На фоне колонны из шин выделяется изящный мраморный бюст Франсуа Жирардона, скульптора, руководившего оформлением Версаля после смерти Ле Брюна, а над бюстом можно увидеть выкрашенного в черный цвет "Раба" Микеланджело, "далинизированного" с помощью автомобильной шины (на третьем этаже, у входа в коридор, Дали поместил еще одного "Раба", на этот раз накрыв его хомутом). Стоит обратить внимание на имитацию капель воды, рядами висящих под килем лодки, с необычайной точностью воспроизведенных художником, и на уже упомянутый черный зонт, который с каждой опущенной посетителем монетой открывается и закрывается, после чего внутри такси начинает идти дождь.
Из стен торчат обуглившиеся балки — по мнению Дали, следствие очистительного пламени, из которого, не стоит забывать, родился будущий Театр-Музей. Согласно желанию художника, следы пожара были сохранены. Также привлекают внимание рукомойники, образующие хор ангелов. В наброске, записанном в Порт-Льигате в мае 1976 года под названием "Т", Дали пишет: "Гораздо раньше египетских пирамид, задолго до вокзала Перпиньяна, на самой заре гомо эректуса первым видением, открывшимся его душе, был образ белейшего рукомойника марки "Рока", спроецированного на жесткий контур буквы "Т", озаряемой солнцем". По окнам расставлены в различных позах позолоченные манекены в стиле ар деко двадцатых годов — двадцать одно действующее лицо мнемотехнической диспозиции, холодное бесстрастное присутствие которых вступает в контраст с общим оформлением пространства.
Скамьи, с которых можно любоваться всем этим потрясающим ансамблем, украшены восемью барельефами из серии "Искусство и ремесла", изготовленными для Всемирной парижской выставки 1900 года скульптором Гийо и художником-керамистом Мюллером. В вечерние часы их иногда подсвечивают алебастровыми кувшинами, установленными Дали в период присоединения к музею Башни Галатеи (1984-1989 гг.). У пандуса взгляд задерживается на вьющихся растениях и двух загадочных бюстах, некогда бывших частью убранства барселонского особняка Льео Морера. Стоит присмотреться и к жардиньеркам, образующим букву "С" имени "Са1а", о которых Дали сказал: "Весь двор-сад засажен миртом в форме буквы "С". В древности этот куст символизировал любовь. А здесь они посажены в честь Гала".
Поразительный внутренний двор — сад под открытым небом — разбит на месте партера муниципального театра Фигераса. В центре двора возвышается вертикальная инсталляция с внушительным кадиллаком. Скульптура Эрнста Фукса "Великая Эсфирь" изображает женскую фигуру, тянущую цепями колонну Траяна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании, к которому художник испытывал сильнейший интерес. Мраморный бюст Франсуа Жирардона и "далинизированный" "Раб" Микеланджело, вместе с лодкой Гала и черным зонтом, являются составными частями величайшего, по мнению Дали, сюрреалистического памятника в мире.
Обнаженная Тала
Обнаженная Тала
Справа привлекает внимание огромное полотно с фотоэффектом "Обнаженная Тала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975 г.) [С47] — очередное свидетельство дара предвосхищения, свойственного Дали, в этом случае перед нами первое оцифрованное живописное изображение. Дали подчеркивал, что написал эту картину в честь американского художника Марка Ротко. Существует еще одна, несколько отличающаяся версия этой работы.
Справа мы видим авторскую копию на ткани картины "Галлюциногенный тореро" (ок. 1968-70 гг.) из коллекции Музея Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге (штат Флорида), в которой Дали отдает дань тореро Манолете, вновь прибегая к приему двойного образа. Замысел этого обширного полотна родился у Дали в 1968 году, после того как он увидел в изображенной на коробке карандашей марки "Винус Истербрук" Венере Милосской нос, щеку и рот тореро. Стоит вспомнить, что образ Венеры постоянно присутствует в творчестве Дали. Так же часто встречается и двойной образ: здесь это лицо Манолете, повторяющееся еще и на красном плаще. Как и в "Апофеозе доллара" (1965 г.) [С40], Дали хотел собрать в этой работе все элементы своей образной системы, накопившиеся к этому моменту: Венера Милосская, Гала, бюст Вольтера, мухи, автопортрет — мальчик Дали в матросском костюмчике. Самое впечатляющее видение возникает на зрительской трибуне арены для боя быков: это лицо Гала в свойственном призракам светящемся нимбе.
Забальзамированное тело Сальвадора Дали покоится в склепе под куполом по пожеланию самого художника.
Зал сокровищ Этот зал, так названный самим Сальвадором Дали, весь обшит красным бархатом, будто шкатулка а\я драгоценностей. В нем находятся важнейшие из экспонатов Театра-Музея и, одновременно, произведения художника, наиболее ярко выражающие дух его творчества. И снова работы следуют не в хронологическом порядке, позволяя однако посетителю принять участие в занятной игре аналогий и контрастов, ссылок на художественный стиль и идейное содержание, приближающих нас к истории искусства, Возрождению (в частности, к Рафаэлю), к известным авангардным движениям, к науке, к Гала, к самому живописцу, запечатлевшему себя в автопортрете, к его вечно любимому пейзажу и к художнику Марьяно Фортуню. В этом зале нам станут понятны многие навязчивые идеи и предпочтения Сальвадора Дали. Войдя внутрь этого зала, мы видим перед собой "Корзинку с хлебом" (1945) [С31]. Эту важнейшую картину, сопровождавшую супругов Дали во всех переездах, Гала считала лучшим подарком, когда-либо сделанным ей художником: она полна таинственности, это — абсолютная загадка. Выбранная в качестве иллюстрации "Плана Маршалла", программы американской помощи по восстановлению Европы в послевоенные годы, картина стала предметом многочисленных исследований и неоднократно приводилась самим художником в качестве примера. Так, в одном из самых ключевых высказываний, он дает нам критерии для анализа этого полотна: "Полгода моей задачей было овладеть утерянной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строго выдержанная картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть — и с этой горбушкой случится корпускулярный взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога".
"Гала со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало"
Фотография с лестницы, откуда через уменьшающую линзу можно охватить взглядом центральную композицию зала
Фотография с лестницы, откуда через уменьшающую линзу можно охватить взглядом центральную композицию зала
Зал Мэй Уэст Дали воплотил этот проект в жизнь при участии архитектора Оскара Тускетса и инженера-строителя Педро Альдамиса. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос — это камин с поленьями; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса, был сделан известным парикмахером Льюисом Льонгерасом; и наконец, следует отметить диван-губы, идею которого Дали воплотил еще в 1937 году в образце, выставленном в парижском магазине своей знакомой, дизайнера Эльзы Скиапарелли. Другими элементами композиции являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина и Венера Милосская с шеей жирафа и выдвижными ящиками. Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, зритель должен подняться на лестницу, завершаемую верблюдом, подаренным художнику фирмой "Кэмел". К верблюду подвешена уменьшающая линза, в которой и возникает лицо Мэй Уэст. Можно также утверждать, что в оформлении зала есть и предвосхищение поп-арта: на потолке мы видим перевернутую вверх ногами ванную комнату, установленную Дали в 1977 году. В этом зале Дали отдает дань художникам-гиперреалистам. Следует вспомнить, что он написал к книге Линды Чейз "Американские художники-гиперреалисты", опубликованной в 1973 году, предисловие с заглавием "Острый сибаритский гиперреализм". Здесь мы также можем увидеть полотна в черных, серых, красных и небесно-голубых тонах художника из Руана Сильвера Годере, выполненные в 1975 году по заказу Дали. Первое из них — копия работы Эвариста Виталя. Люмине "Обезнервленные из Жюмьежа"; по соседству находится оригинал рекламы фирмы "Кэнон", который Дали распорядился установить в необычное положение, перекликающееся с силуэтом лодки с предыдущего полотна. Дали считал, что оба экспоната некоторым образом являются одной и той же картиной. Третья работа Годере представляет собой копию обложки диска Дюка Эллингтона. Дали хотел смешать живопись Бугеро и гиперреалистов, чтобы полюбоваться контрастом салонной и авангардной живописи. На той же стене находится карандашный портрет Дали, выполненный с фотоснимка Себастьяном Сестеро в 1975 году.
Ванная комната на потолке Зала Мэй Уэст, перевернутая вверх ногами
Ванная комната на потолке Зала Мэй Уэст, перевернутая вверх ногами
Следует обратить особое внимание на потолок, оформленный пятью холстами, расписанными Дали в мастерской в Порт-Льигате и подогнанными к сводам помещения уже на месте, со специально сконструированных помостов. В центральной части мы видим изображенные в удаляющейся перспективе две колоссальные возносящиеся фигуры Гала и Дали. Тело художника, по традиции его первых сюрреалистических картин, представляет своего рода шкаф с открытыми книзу ящиками, рассыпающими свое благодатное как в духовном, так и в материальном смысле содержимое — золотой дождь — над Фигерасом, Ампурданом и, разумеется, зрителями. С правой стороны снова появляются Гала и Дали, созерцающие уходящий в последний путь корабль; они уподобляются персонажам картины Ватто "Отплытие на остров Цитеры", одной из картин-фетишей Дали. Дали говорил, что кинематографическая последовательность расположения образов на полотне французского художника послужила матрицей для "Обнаженной, спускающейся по лестнице" Марселя Дюшана, тоже сочетающей в себе последовательность, одновременность и диссоциацию форм. Слева, сбоку, мы вновь видим многие из образов далинийской иконографии: фигура с задника к балету "Лабиринт"; золотые монеты, намекающие на золотой дождь из мифа о Данае; луллиевы колеса — Дали считал себя мистиком, как Раймундо Луллий, и говорил, что мистики питают страсть к золоту: слоны на паучьих лапках; часы с растекающимися циферблатами; мягкое лицо с картины "Великий рукоблуд"... Здесь же на потолке мы видим распятого Христа, со спины и без креста, СИЛУЭТ друга художника фотографа Мелито Казальса, или Мели, и два белых силуэта, предвосхищающие изображение нынешних короля и королевы Испании.
Над кроватью висит гобелен с картины "Постоянство памяти" (1931), находящейся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на нем мы видим знаменитые мягкие часы, предмет многочисленных толкований. В своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: "Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как ее удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил ее: — Думаешь, через три года ты вспомнишь эту картину? — Стоит ее раз увидеть, и уже не забудешь".
помещение спальни, где следует обратить внимание на кровать в форме раковины, попавшую сюда из легендарного парижского борделя "Ле Шабанэ" и возможно, принадлежавшую Кастильони, одной из фавориток Наполеона III. Рядом с кроватью стоит задержаться у скульптуры, составленной из позолоченного скелета гориллы и копии статуи Бернини "Экстаз Святой Терезы" (1645-1652 гг.), оригинал которой, также вызывавший интерес у других сюрреалистов, в частности у Жоржа Батая, находится в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме. Понять это творение помогают выдержки из "Мистического манифеста", написанного Дали в 1951 году: "Цель мистицизма — в мистическом экстазе; к экстазу ведет путь совершенствования Святой Терезы Авильской, а затем прорыв в Обители, или Замки, Духа". Далее он поясняет: "В эстетическом отношении, через суровую самоинквизицию самой строгой, самой архитектурной, самой пифагорейской и самой изнурительной "мистической грезы", посредством повседневной инквизиции этих мистических грез, художник-мистик должен сформироваться в кожно-скелетную душу (снаружи — кости, внутри — нежнейшая плоть), такую, как та, что Унамуно приписывает Кастилии, где плоть души может расти только к небу: мистический экстаз — экстаз сверхрадостный, взрывной, разрушительный, сверхзвуковой, волнообразующий, корпускулярный, сверхжелеобразный, ибо это — эстетический взрыв высшего райского счастья, которое только человеку дано испытать на земле".
Спинка дивана-буфета в стиле модерн и различные скульптуры в помещении спальни
Спинка дивана-буфета в стиле модерн и различные скульптуры в помещении спальни
Справа стоит диван-буфет в стиле модерн, на спинке которого Дали изобразил пейзаж Ампурдана. В витрине на центральной части спинки дивана выставлены различные статуэтки, среди которых мы видим: двух "Бибендумов" (человечки — логотипы фирмы "Мишлен"), одного — с головой чайки, другого — с головой и шеей лебедя; скульптуру "Памяти Ньютона", на этот раз небольших размеров; фарфоровую версию 1973 года "Истеричной и аэродинамичной обнаженной" (1934); "Материнство", кувшин в стиле модерн, изображающий Леду с лебедем. Также привлекает внимание фигура с вмонтированными посередине головой Христа и печатной микросхемой. Над диваном-буфетом висит плакат Дали к тиражу французской национальной лотереи 1972 года, на который наложена картина "Лик удачи", также известной как "Луллиево колесо", где в зеленом яблочке мишени действительно можно разглядеть лицо Фортуны в будоражащем глаз соседстве красного ореола.
Голограмма
Голограмма "«Холос! Холос! Веласкес! Габор!»
В стеклянной витрине на выходе из галереи экспонируется "Бюст Веласкеса, превращающийся в три беседующие фигуры" (1974) [С46] с крохотным изображением "Лас Менинас" на лбу Веласкеса.
"Поэзия Америки"
Дали написал этот холст в 1943 в Соединенных Штатах, в Монтеррее, Калифорния. В пейзаже смешиваются виды долины Ампурдана, мыса Креус и гигантских пустынь Америки. На заднем плане мы видим башню времени с часами и куском кожи в форме африканского континента, а также атлетов — американских регбистов, которых разделяет вертикальный символ бутылки "Кока-Колы" с вытекающим из нее черным телефоном, из которого на белую ткань, прикрепленную к атлетам, падает огромное черное пятно. Это пятно интерпретировалось по-разному, по одной из версий оно выражает проблему расизма в Америке. Эту работу, относящуюся к американскому периоду, можно считать предвестием такого нового веяния в культуре двадцатого века, как поп-арт. НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ ИЗОБРАЖЕНЫ ИГРОКИ В БЕЙСБОЛ. «ОНИ ВЕЧНО ПРЕБЫВАЮТ В УЖАСНОЙ СПЕШКЕ» - ДАЛИ ОБ АМЕРИКАНЦАХ. НА «СТОРОЖЕВОЙ БАШНЕ» ВИСЯТ ЧАСЫ. В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА КОКА-КОЛА, ИЗОБРАЖЕННАЯ НА ЭТОЙ КАРТИНЕ СТАЛА САМЫМ ИЗВЕСТНЫМ НАПИТКОМ В США.
Башня Галатеи Перед входом в последнее помещение музея, в конце кругового коридора расположен зал монотеизма. В нем выставлены подарочное издание книги Зигмунда Фрейда "Моисей и монотеизм" (1974) с иллюстрациями Дали и копия "Моисея" Микеланджело, выполненная скульптором Фредериком Маресом и дополненная сверху осьминогом и носорогом, это сочетание для Дали носило значение монотеизма. В одной из верхних арок можно увидеть святого Себастьяна в характерной позе, а напротив него — силуэт Фрейда. Внутри зала, в преднамеренном полумраке, наше внимание привлекут крупная центральная инсталляция с мобилем икопструкция Темпьетто, (часовни-ротонды) Браманте, с ювелирными работами по эскизам Дали. Затем мы попадем в Башню Галатеи, последнюю присоединенную часть музея, более строгую в оформлении и выдержанную в традиционном музейном духе, где мы сможем посетить Зал оптических иллюзий (вспомним, что Дали с детства страстно увлекался эффектами, рассчитанными на зрительное восприятие), а также ознакомиться с приобретениями Фонда "Гала-Сальвадор Дали" и последними работами художника. Именно у последней картины Дали "Ласточкин хвост и виолончель (серия Катастрофы)" (1983) [С54], рядом с лестницей, ведущей к выходу, мы и попрощаемся с музеем. Дали хотел создать в Зале Темпьетто Браманте атмосферу таинственности и полностью лишил его дневного света, наглухо закрыв окна светонепроницаемой тканью. В центре помещения возвышается впечатляющая инсталляция, увенчанная большим раскладной стеклянной перегородкой, еще одним плодом сотрудничества Дали и архитектора Переса Пинейро. Как уже говорилось, это макет стены из 36 квадратов прозрачного метакрилата, созданной на основе идей, почерпнутых из трактата "Беседы о кубической фигуре" Хуана де Эрреры, строителя Эскориала, и другой работы Дали. Стена предназначалась для отделения зоны партера от сцены и должна была одновременно превращать музей в "святую кибернетическую капеллу". Внизу под панно находится "Кибернетическая принцесса" — погребальное одеяние из печатных микросхем, созданное в подражание костюму принцессы Доу Вань (II в. до н.э.), состоящему из скрепленных нефритовых пластин (захоронение Доу Вань было обнаружено в 1968 году при раскопках в городе Линьтунь китайской провинции Шэньси). Принцесса с обеих сторон отгорожена ширмой, затянутой шелковой тканью с восточными мотивами. На стенах зала мы видим оригиналы фигур, выполненных в стиле Микеланджело, находившиеся ранее под куполом.
четыре анаморфозы, представленные литографиями с изображениями арлекина ("Арлекин", 1972), обнаженной ("Обнаженная", 1972), всадника со штандартом ("Всадник", 1972) и черепа ("Череп", 1972), образы которых обретают узнаваемые очертания в зеркальной поверхности бутылки пунша. Здесь следует напомнить, что Дали с большим интересом прочитал сочинение Юргиса Балтрушайтиса "Анаморфозы, или курьезные перспективы" (1955), где уже в прологе отмечается, что: "В истории искусства перспектива обычно рассматривается, как фактор реализма, восполняющий третье измерение. Анаморфоза <...> меняет местами ее элементы и принципы: вместо того, чтобы сводиться к видимым границам, формы проецируются за свои пределы и смещаются в пространстве, обретая стройность очертаний при взгляде на них с определенной точки. Эта система считается техническим курьезом, но в ней содержится поэтика абстракции, мощный механизм оптической иллюзии и философия вымышленной реальности".
Ювелирные работы В 1999 году Фонд "Гала-Сальвадор Дали" приобрел коллекцию ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали и принадлежавших собранию Оуэна Четэма. Для драгоценностей было отведено здание старинного постоялого двора "Фонда Кондаль", также служившего антикварным магазином. В этом преднамеренно лишенном света зале, оформленном по проекту Оскара Тускетса, демонстрируются и сами ювелирные изделия, и великолепные эскизы к ним, выставлявшиеся Музея. Как писал художник в 1959 году: "Украшенные драгоценностями работы <...> созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь". Драгоценности образуют оригинальную коллекцию работ, связанных единой идеей и изготовленных нью-йоркской ювелирной мастерской "Алемань и Эртман". Дали пояснял: "Я проектирую, изобретаю, выдумываю, как великие мастера Возрождения, как Рубенс или Дюрер, но когда наступает час исполнения замысла, я всегда, кроме редких исключений, полагаюсь на умение профессиональных мастеров и только слежу за их работой".
На первом этаже в глубине зала, открывающего выставку, у ведущей на второй этаж лестницы с зеркалами, мы видим картину 1965 года "Апофеоз доллара" [С40], воплощение наиболее значимых тенденций, мифов и наваждений, сопровождавших Дали на протяжении всей его жизни. В левой части картины мы видим профиль Гермеса работы Праксителя, с фигурой Гете в тени носа и портретом Вермеера Дельфтского в изгибе губ, Марселя Дюшана, представленного в виде короля Людовика XIV с лютнистом Ватто на мантии; справа Дали-Веласкес живописует Гала с появляющейся рядом Беатриче Данте, одновременно оборачивающейся двойным образом, скрывающим коленопреклоненного Дон Кихота. Вверху — войска Наполеона, а с другой стороны — воины из сражения при Тетуане. Все эти образы компонуются вокруг витых "соломоновых" колонн балдахина Бернини из базилики Святого Петра в Риме.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому